Ритм и страсть

Я согласна с фразой (не моей): «Любые занятия инородной культурой в любых ее проявлениях в этой стране — тупик». Даже если на первых порах это может помочь открыть в себе нечто, о наличии чего человек и не подозревал, путь открытий конечен и недолог. Нельзя стать китайцем, занимаясь цигуном. Так что женщины, которые приходят ко мне, приходят не за фламенко, а за открытием в себе женственности — через фламенко. Фламенко здесь — только инструмент.

Нельзя научиться темпераменту, голосу крови — хотя каждая женщина, танцующая с апломбом, уверенно чувствующия себя в своем теле, в своей женской энергетике, в своем возрасте, танцует, как испанка, даже если уступает в технике. Можно сказать, что фламенко в данном случае — это полное принятие себя со знаком плюс в той физической и моральной форме, в которой ты находишься сейчас: да, я такая, и я себе нравлюсь.

И еще очень важный момент: во фламенко нет суеты, которая присутствует в большинстве современных танцев, и совсем нет унисекса. Любая дискотека — это выплеск некой подростковости, фламенко же дает возможность дамам элегантного возраста, или элегантного ума, двигаясь энергично, сохранять достоинство и гордость. Нет задачи танцевать, как испанка, уметь импровизировать. Это ведь и не каждая испанка умеет: или она должна быть с юга Испании, или иметь примесь цыганской или мавританской крови, или по неизвестным причинам душа её просит именно этого.

Кстати, здесь возникает вопрос терминологии: что называть фламенко? Многие московские студии исполняют национальные танцы и считают, что это фламенко. В национальных испанских танцах есть и темперамент, и страсть, но особенностью именно фламенко является «непомерная гордыня», и тут уж неважно, какой у тебя размер одежды или сколько тебе лет, если у тебя гордая спина, красивые руки, красивый жест без суеты. Суета способна убить саму суть фламенко.

Пластика фламенко — это южная женская пластика, это должно идти от природы. Ну, мы её немного украшаем, конечно. Вот «Кармен» — это ведь чистый ритм! Помните ссору на табачной фабрике? Табак ведь раньше измельчали при помощи камней: кладут листья на стол и бьют по ним камнем. И у каждой женщины свой ритм, своя музыка. Во фламенко нет агрессии, нет негатива, это движение от полноты жизни и от радости жизни. Я много раз замечала: когда начинаешь танцевать, агрессия (даже если она есть в тебе) уходит, не выплескивается наружу, а незаметно вытесняется радостью и полнотой ощущений от своего тела, у которого так все ловко и красиво выходит.

За три месяца каждая женщина может научиться красиво двигаться. За два года — прекрасно танцевать. Это вопрос желания и времени. Это как учиться читать: сначала по слогам, со временем бегло. Здесь нет ограничения по возрасту, никогда не поздно начать; от вас не потребуется ни насилия над собственным телом, ни жертв. Наоборот, вы должны будете научиться с вашим телом сотрудничать. Да, после репетиций ноги болят и спина. Но это хорошая рабочая боль натруженных мышц.

...Здесь, в России, заниматься фламенко идут женщины, уставшие от унисекса. Собственно, это чувство сейчас повально, на танец живота тоже идут за этим. Там просто уровень телесного интеллекта другой — болеее животный. В латинских танцах тоже. Там просто проявляется пол, данный природой. А во фламенко - это не только женственность природная, но и интеллектуальная. И неизвестно еще, какая из составляющих важнее.

Лучше всего, когда интеллект телесный развивается параллельно с интеллектом «интеллектуальным». Это, к сожалению, большая редкость. Но в последнее время люди, «доросшие» интеллектуально до этой мысли, начинают искать пути развития телесного интеллекта. Только потом они сталкиваются с тем, что блеснуть этим интеллектом негде. И это замкнутый круг: я учу женщин танцевать, а танцевать им негде!

... В Россию я попала в 1972 году. До этого я жила на юге Испании, а потом короткое время — во Франции. И вот, когда я жила в Испании, мне приходилось танцевать фламенков целях заработка, но также я танцевала на проволоке и делала некие акробатические этюды (у моего отца был маленький бродячий театр). При этом большую часть года я проводила в школе для девочек при монастыре. Так продолжалосьдо того, как мне исполнилось 14 лет. Это не удивительно в Испании, что девочка в 14 лет танцует фламенко. Конечно, нельзя сказать, что все испанцы танцуют, так же, как нельзя сказать, что все грузины поют. Но это очень принято. Праздников много, климат теплый, все праздники на улице. А на празднике все танцуют! Так принято. Никто не стесняется, это ведь не имеет утилитарного значения, хотя это важная часть жизни.

Вот веер. Вы, наверное, читали о том, что когда-то существовал язык веера, как составная часть культуры бала, например. Но веер и сегодня — часть жизни Испании. Язык веера жив, и все его знают: ведь если ты жил с бабушкой, например, то ты хоть немного говоришь на том языке, который знала бабушка, правда? И сейчас с помощью веера можно назначить свидание, например, договорившись о точном дне, времени и даже месте. Правда, это рискованно: ведь этот язык понятен всем.

Или кастаньеты. Раньше их роль играли черепки глиняной посуды, их выбирали по звуку. Вообще сегодня в ход идет идет все, что звучит: камни, бочки, хлопки ладонями. Видов хлопков существует великое множество, шарканье ног — это тоже своеобразная музыка. Существует старинная разновидность фламенко, где в качестве ритм-секции используются молоток и наковальня. Подошвы и каблуки туфель стали обивать металлом, когда фламенко стало концертным номером — до этого его часто танцевали босиком и ритм отбивался пятками или пальцами ног, особенно если в качестве сцены использовалась бочка.

Девочкам покупают первое платье для фламенко, когда они еще и ходить-то не умеют. И вот сидит такая красавица в коляске, мальчики на нее смотрят, и она понимает, что она - красивая, особенная. Это про воспитание женственности, не только культуры танца. Так важно, когда есть занятие, когда востребованы наряды!

Серьги, оборки, веера — это овеществление собственной женственности. Во фламенко очень жесткое разделение по половому признаку. Совершенно невозможно себе представить, чтобы женщина учила фламенко мужчин, или наоборот. И даже тот факт, что с недавних времен (два столетия для фламенко — пустяк) женщины стали бить дроби, что раньше считалось исключительно мужским па, мало что меняет. Женские дроби — это еще один повод продемонстрировать движения бедрами, тогда как мужчины бьют дроби ногами. Вообще,в современных танцах, если ты хорошо танцуешь степ, например, или брейк-дэнс — это значит, что ты хорошо владеешь техникой и неважно, какого какого ты пола. Такое невозможно во фламенко. Это один танец, но он совершенно разный для мужчин и для женщин. И дело тут даже не в ногах и бедрах. Движения рук во фламенко очень схожи в мужской и женской партиях, но их не спутаешь. Женщина не может делать мужские движения руками — у нее другая природа, и она иначе организовывает свое пространство.

Её движения очень округлы, они никогда не прямолинейны, всегда извилисты и сложны. Мужчина — завоеватель, он рубит воздух вокруг себя невидимым клинком, четко очерчивая границы своих завоеваний. Юбки, каблуки, серьги, аксессуары — всё это провоцирует женщину на проявление женственной пластики. Часто девушки, которые у меня танцуют, говорят: «Мы думали,что никогда больше не будем использовать те аксессуары, что были на свадьбе». А теперь это для них — рабочий инструмент. Любая составная часть костюма фламенко очень интересно работает с точки зрения поведения. Веер придает кокетство любому жесту и действию. Наличие юбки определенной длины требует, чтобы в определенной ситуации вы ее подобрали. Это, знаете ли, такой мощный сигнал! Костюм и аксессуары — это стиль поведения. И Мчеделов, и Вахтангов об этом много писали, и все, наверное, догадываются, что определенная одежда требует определенной осанки. Во фраке не станешь ругаться матом. И даже если скажешь что-нибудь, в этом будет определенная игра и даже изящество.

Так что достоинство, присущее фламенко, провоцируется еще и предметным рядом, его сопровождающим. А танцы — это же на всю жизнь. Испанки очень рано начинают себя идентифицировать как женщин и остаются женственными до самой смерти, даже древние старухи. Но это я собственно объясняю, что в моем случае фламенко — не профессия даже, а просто часть жизни.

Когда я приехала в Россию, у меня был очень большой перерыв, потому что я не понимала, как здесь можно заниматься фламенко. Какие танцы, если большую половину года ходишь укутанная, как кукла, и движения твои — ровно те, что позволяют многочисленные утеплители. К тому же русская культура очень застенчива. Это и от природы идет — нет буйства красок, сплошные полутона. Во всем виновато солнце — мало его здесь...

Фламенко - это ведь чистая энергетика, выраженная телесно. Но и интеллектуально тоже. Человек, владеющий техникой, но неинтересный интеллектуально, примитивно танцует. Во фламенко интеллект распространяется на тело. Знаменитые мимы говорили о том, что правильно воспринимать свое тело как лицо. Только тогда оно становится по-настоящему выразительным. Только тогда оно полнее воспринимает мир.
И, говоря о фламенко, мы говорим именно об этом.

Интервью записала Екатерина Саенко, журнал «Предмет».
  • Контакты

  • м «Достоевская», ул. Советской Армии, дом 8
  • ernandes7@yandex.ru
  • + 7 926 260 89 94

«Права на тело»

Для умных дам, которые хотят быть красивыми

Студия в соцсетях